Внесенные в Жилищный кодекс Российской Федерации изменения, связанные с созданием в субъектах Российской Федерации системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Актуальность вопроса проведения капитального ремонта многоквартирных домов
Одной из ключевых проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве является неудовлетворительное состояние многоквартирного жилищного фонда. Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов активизировались с 2008 года после выхода Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которым собственникам помещений в многоквартирных домах, включенных в адресные региональные программы, предоставлялись субсидии в размере не более 95% от общей стоимости капитального ремонта дома. Остальные 5% расходов несли сами собственники.
Действие Закона № 185-ФЗ, несомненно, способствовало улучшению состояния жилищного фонда. Например, в Рязанской области с 2008 года по 2012 год включительно было отремонтировано 1460 многоквартирных домов на общую сумму 2363 млн. рублей. Однако эти цифры не сопоставимы с реальными потребностями. С помощью средств Фонда ЖКХ и областного бюджета отремонтировано всего 17 % многоквартирных домов. Еще меньше доля домов, в которых проведен комплексный капитальный ремонт.
Учитывая тот факт, что за счет средств Фонда ЖКХ, деятельность которого заканчивается в 2016 году, невозможно полностью решить проблему капитального ремонта многоквартирных домов, был принят Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ, который внес изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, касающиеся организации в субъектах Российской Федерации системы обеспечения проведения капитального ремонта многоквартирных домов и определяющие источники финансирования капитального ремонта.
Источники финансирования капитального ремонта многоквартирных домов
Жилищный кодекс РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ (далее – Жилищный кодекс) обязывает собственников помещений в многоквартирных домах, за исключением признанных аварийными и подлежащими сносу, уплачивать обязательные ежемесячные взносы на капитальный ремонт своего дома (ст. 169). Размер минимального обязательного взноса устанавливает субъект Российской Федерации. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает по истечении четырех календарных месяцев после утверждения региональной программы капитального ремонта. В качестве взносов могут использоваться доходы собственников от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме, а также доходы от хозяйственной деятельности товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов (ст. 169).
Жилищный кодекс предусматривает возможность предоставления мер финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов (ст. 191). Кроме того, собственникам помещений с низкими доходами гарантирована социальная поддержка в рамках программы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Расходы на оплату капитального ремонта будут учтены при расчете размера субсидии (ст. 159).
Фонд капитального ремонта многоквартирного дома
Взносы собственников помещений на капитальный ремонт образуют фонд капитального ремонта многоквартирного дома (далее - фонда капитального ремонта). Установлены два способа формирования фонда капитального ремонта (ст. 170):
1 способ - формирования фонда на специальном счете многоквартирного дома в банке;
2 способ - перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято в течение двух месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта (ст. 170) на общем собрании собственников помещений большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44). В случае, если собственники помещений в установленный срок не определятся со способом формирования фонда капитального ремонта, фонд формируется путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Контроль за формированием фонда капитального ремонта возлагается на органы государственного жилищного надзора (ст. 172). Собственники помещений вправе в любой момент изменить способ формирования фонда капитального ремонта (ст. 173).
Специальный счет многоквартирного дома
Первый способ формирования фонда капитального ремонта предполагает перечисление собственниками денежных средств на специальный счет в банке (ст. 175). Специальный счет многоквартирного дома в банке (далее – специальный счет)– это счет, который открывает одно лицо, называемое владельцем счета, а вносят средства на счет и распоряжаются ими другие лица.
Владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или региональный оператор. Независимо от того, кто является владельцем специального счета, права на денежные средства на специальном счете принадлежат всем собственникам помещений в многоквартирном доме. Без решения общего собрания собственников и представления законодательно установленных документов владелец специального счета не может провести ни одной операции по счету.
Банк, в котором открыт специальный счет, и владелец специального счета предоставляют по требованию любого собственника помещения в многоквартирном доме информацию о средствах на специальном счете и обо всех операциях по счету.
Жилищный кодекс предусматривает полную сохранность средств на специальном счете, в том числе при смене владельца специального счета, при возникновении финансовых затруднений у владельца специального счета, при признании владельца специального счета банкротом.
Региональный оператор
Второй способ формирования фонда капитального ремонта предполагает передачу взносов на капитальный ремонт региональному оператору. Взамен региональный оператор обязуется провести капитальный ремонт многоквартирного дома. Не следует путать второй способ формирования фонда капитального ремонта с выбором собственниками помещений в многоквартирном доме регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Региональный оператор - юридическое лицо, созданное субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда (ст. 178). Имущество (собственность) регионального оператора составляют взносы учредителя, взносы собственников помещений на капитальный ремонт и поступления из иных источников (ст. 179). Основными функциями регионального оператора являются (ст. 180):
· аккумулирование взносов собственников на капитальный ремонт;
· осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту;
· финансирование расходов на капитальный ремонт.
Порядок реализации региональным оператором своих функций определяется законом субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор ведет учет поступивших на его счет взносов на капитальный ремонт отдельно в отношении средств каждого из собственников помещений в каждом из многоквартирных домов. Средства, полученные региональным оператором от собственников, могут использоваться только для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. При этом средства, полученные от собственников помещений одних многоквартирных домов, на возвратной основе могут быть использованы на финансирование капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах (ст. 179). Это не касается многоквартирных домов, выбравших регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Жилищный кодекс установил контроль за деятельностью регионального оператора (ст. 186). Региональный оператор несет ответственность за убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по договорам. При этом субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками.
Система проведения капитального ремонта многоквартирных домов
Жилищный кодекс обязал органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории региона (ст. 167). Средства фонда капитального ремонта используются только на оплату установленного Жилищным кодексом перечня работ и услуг, который включает в себя (ст. 166):
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов;
6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
7) ремонт фундамента многоквартирного дома.
С целью создания системы капитального ремонта многоквартирных домов органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны принять ряд нормативных правовых актов, которые устанавливают (ст. 167):
- порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
- порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта и требования к таким программам
- порядок и условия предоставления государственной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- порядок раскрытия владельцами специальных счетов и региональным оператором информации об объеме имеющихся средств и их использовании;
- порядок осуществления контроля за целевым расходованием средств на капитальный ремонт;
- иные нормы, предусмотренные Жилищным кодексом.
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов (далее - региональные программы), которые включают (ст. 168):
· перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории региона, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу,
· перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
· плановый год проведения капитального ремонта дома;
· иные сведения, подлежащие включению в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов определяется по критериям, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме в установленном Жилищным кодексом порядке получают предложения о сроке начала капитального ремонта, перечне и объеме работ (услуг), стоимости работ (услуг), порядке и источниках финансирования капитального ремонта (ст. 189). Решения по этим предложениям принимаются на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44). В случае, если собственники помещений не примут необходимые решения по капитальному ремонту многоквартирного дома, решения принимает орган местного самоуправления.
Меры государственной, муниципальной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в рамках реализации региональных программ капитального ремонта предоставляются независимо от реализуемого собственниками помещений способа формирования фонда капитального ремонта.
Сравнение двух способов формирования фонда капитального ремонта
Предмет регулирования |
Фонд капитального ремонта сформирован на специальном счете в банке |
Фонд капитального ремонта сформирован на счету регионального оператора |
Право на денежные средства фонда капитального ремонта |
Право на средства принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме |
Право на средства принадлежит региональному оператору |
Право распоряжения средствами фонда капитального ремонта |
Право распоряжения средствами принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Владелец специального счета не в праве распоряжаться средствами самостоятельно |
Право распоряжения средствами принадлежит региональному оператору. Региональный оператор вправе на возвратной основе использовать средства фонда капитального ремонта одного дома на ремонт другого дома |
Проценты за пользование средствами фонда капитального ремонта |
Банк начисляет проценты за пользование средствами фонда капитального ремонта. Права на проценты принадлежат собственникам помещений |
Проценты не начисляются |
Привлечение дополнительных средств на капитальный ремонт |
Предусмотрена возможность получить банковский кредит |
Отсутствует возможность получить банковский кредит |
Сохранность средств фонда капитального ремонта |
Сохранность гарантирована при любом способе формирования фонда капитального ремонта |
Меры государственной, муниципальной финансовой поддержки |
Меры государственной, муниципальной финансовой поддержки предоставляются независимо от способа формирования фонда капитального ремонта |
Доступность информации о средствах фонда капитального ремонта |
Банк, в котором открыт специальный счет многоквартирного дома, и владелец специального счета предоставляют информацию по требованию любого из собственников |
Региональный оператор предоставляет информацию собственникам помещений, лицу, ответственному за управление домом, органам государственной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления
|